Версия сайта для слабовидящих
Skip to main content

Программа развития школы

 

Администрация муниципального образования город Краснодар 
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 98 города Краснодара
Программа развития
Муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 98
города Краснодара
на период 2012-2017 годы

 

Директор образовательного учреждения:

Шевченко Андрей Владимирович

 

 

Краснодар

2012 год

1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

 

1.1. НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №98 города Краснодара на период 2012–2017 годы.

 

1.2. РАЗРАБОТЧИКИ ПРОГРАММЫ

Педагогический коллектив МОУ СОШ №98 г. Краснодара, Управляющий Совет школы.

 

1.3. УТВЕРЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Решение Управляющего Совета МОУ «Средняя общеобразовательная школа №98» г. Краснодара, Протокол № 1, от 06.01.2013.

 

1.4. НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа выступает инструментом управления развитием образовательного учреждения. Её реализация предусматривает разработку и реализацию комплекса мер, направленных:

- на достижение современного уровня качества образования;

- на становление уклада жизни школы, образовательной среды для проявления и развития способностей каждого из учащихся, выявления и стимулирования достижений одаренных ребят;

- на сохранение и укрепление здоровья школьников;

- на профессиональный и личностный рост учителей;

- на расширение самостоятельности образовательного учреждения.

 

1.5. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

Программа опирается на концептуальные положения Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Программа ориентирована на гуманистические принципы образования, на сотворческое развитие всех участников образовательного процесса, на удовлетворение образовательных потребностей жителей города Краснодара.

Программа не противоречит действующему международному, федеральному и региональному законодательству и нормативно-правовым актам, регулирующим образовательную деятельность, и соответствует Конвенции о правах ребёнка ООН, Закону РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка», Закону РФ «Об образовании» в редакции 2007 г., Уставу  МОУ СОШ №98 г. Краснодара.

 

1.6. ПЕРИОД И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на период 2012–2017 гг. и включает в себя:

1.Подготовительный этап. Сентябрь 2013 – январь 2014. (Определение концептуальных ориентиров развития школы, стратегии образовательной деятельности, разработка и утверждение Программы развития).

2. Диагностико-моделирующий этап. Февраль 2014 – декабрь 2014. (Определение критериев и показателей реализации Программы развития, проведение диагностики, моделирование инновационных направлений развития школы, выявление необходимых условий для их реализации).

3. Формирующий этап. Январь 2014 – декабрь 2015. (Внедрение инновационных образовательных программ, новых образовательных стандартов, освоение учителями соответствующих современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий, организация образовательного процесса на уровне современных требований к условиям его осуществления, изучение эффективности качества образования).

4. Итогово-обобщающий этап. Январь 2017 – май 2017. (Коррекция инновационной модели деятельности ОУ в соответствии с изменившимися внешними и внутренними условиями образовательной среды школы. Изучение и обобщение опыта инновационной деятельности учителей и руководящих кадров школы. Проведение итоговой диагностики эффективности реализации Программы. Текстовое оформление и публикация результатов проведенных исследований).

 

1.7. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

Методологическую основу программы составляют системный, субъектный и личностно-ориентированный подходы к образованию, взятые в их единстве. Программа ориентирована на приоритеты развития и самоценности личности учащихся, реализации их субъектной позиции в образовательном процессе школы, активного вхождения человека в мир культуры на основе принятия гуманистических ценностей.

Основные принципы реализации программы:

- принцип развития;

- принцип природосообразности;

- принцип опоры на активность и внутреннюю мотивированность субъектов;

- принцип  личностного самоопределения;

- принцип единства образовательной среды.

 

2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МОУ СОШ №98 Г. КРАСНОДАРА

2.1.  Общие сведения о  школе

Год ввода в эксплуатацию – 2011 год.

Адрес школы: г. Краснодар, ул. Дзержинского , д.100/3.

Аттестация школы: январь, 2014 г.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности: А № 049805 от 10.09.2013 г.

Школа имеет центральное отопление, люминесцентное освещение, холодное и горячее водоснабжение, канализацию, столовую, спортзалы, оборудованные кабинеты. Библиотека имеет в своем фонде 4 509 экземпляров учебников и  190 экземпляров методической литературы, художественный фонд –  317 экземпляров.

 

2.2.  Численность  учащихся

2013-2014 – 846 учащихся.

 

2.3.  Кадровый состав школы

В школе сформировался профессионально компетентный и работоспособный педагогический коллектив. Из 44 педагогов:

1- победител конкурса «Лучший учитель России»

2 – заслуженные учителя РФ;

1 –  победителей, призеров городского конкурса «Учитель года»;

2.4. Организация образовательного процесса

Учебный план МОУ СОШ № 98 г. Краснодара составлен в соответствии с санитарно – эпидемиологическими требованиями и нормами СанПиН п. 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», с учетом регионального базисного плана и на основании базисного учебного плана 2004 года. Базовый компонент учебного плана (БУП) полностью обеспечивает выполнение федерального и регионального компонентов содержания образования, дает основу для развития у учащихся творческих способностей, самостоятельности и готовности к интеллектуальному труду в различных сферах человеческой деятельности. Недельная нагрузка не превышает предельно-допустимую.

 

2.5. Состояние  материально-технической базы

 

Элементы МТБ школы Кол - во

 

Спортивный зал 1

Стадион 1

Актовый зал 1

Столовая 1

Мастерские: 1

Кабинеты:

-         русского языка и литературы

-         иностранного яз.

-         математики

-         химии

-         биологии

-         физики

-         истории

-         географии

-         начальных кл.

-         обслужив. труда

-         информатики

-         музыки

-         ИЗО

-         ОБЖ

Компьютеры 60

Интерактивные доски 5

Медицинский кабинет 1

Библиотека  1

 

2.6. Здоровье  учащихся

В школе обучается 846  детей. При медицинском осмотре было проверено 846 учащихся.

 

2.7.  Характеристика  социума

Школа расположена в  промышленном микрорайоне города, на территории которого находится военный городок.

 

 

2.8. Уровень  успеваемости  и  качества  знаний

Учебный год                       2013/2014

Успеваемость                     100 %

Не успевают                        0 учащихся

 

2.9.  Внешние связи образовательного учреждения

Школа сотрудничает с Кубанским государственным университетом, Кубанским государственным технологическим университетом, а также с Краснодарским краевым институтом дополнительного профессионального педагогического образования (ККИДППО) и Краснодарским научно-методическим центром (КНМЦ). Профессорско-преподавательский состав кафедр социальной работы, психологии и педагогики высшего образования, психологии личности Кубанского госуниверситета, кафедры педагогики Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования ведут лекционные и семинарские занятия с педагогами школы. Инновационная и опытно-экспериментальная работа (ОЭР) школы ведется в сотрудничестве с НИИ социально-гуманитарных проблем Кубанского госуниверситета. Методисты ККИДППО и КНМЦ неоднократно на базе школы организовывали обучающие семинары для педагогических работников края и города Краснодара.

3. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

 

3.1. Анализ проблем развития школы

Реализация программы направлена на решение стратегически важных для школы образовательных проблем:

• не вполне удовлетворяют показатели здоровья и эмоционально-психологического состояния школьников;

• недостаточно задействуется творческий потенциал школьников, их инициативность и креативность;

• при всех попытках осуществления личностной ориентации образовательного процесса сохраняется его формальная, «зуновская» направленность;

• содержание и способы организации образования несоответствуют возрастным потребностям и интересам учащихся, их растущему стремлению к самопознанию и к самореализации;

• низкая функциональность, слабая практическая и деятельностная направленность образовательного процесса;

• ограниченность имеющихся школьных форм социализации, их несоответствие требованиям приобретения школьниками социального опыта.

 

3.2. Цель и задачи Программы развития, направления инновационной деятельности школы

Целью Программы развития МОУ СОШ № 98 г. Краснодара является создание организационно-управленческих условий для достижения современного качества образования, позволяющего удовлетворять разносторонние образовательные потребности учащихся, не нанося вреда их физическому и психическому здоровью.

Задачи, решение которых предусматривается при реализации данной Программы развития и выделенные на основе задач направления инновационной деятельности школы:

1. Реализация компетентностного подхода в общем образовании.

1.1. Формирование у учащихся компетентностей, которые им понадобятся как в дальнейшем образовании, так и в будущей взрослой жизни.

1.2. Постепенный переход к практике осуществления образовательной деятельности  по новым образовательным стандартам.

1.3. Реализация субъектной позиции учащихся в образовательном процессе школы.

1.4. Внесение необходимых изменений в образовательную программу школы и построение расписания учебных занятий, с увеличением доли практических занятий и контролируемой самостоятельной работы учащихся.

1.5. Индивидуализация педагогического процесса за счёт использования форм организации школьной жизни, обеспечивающих ученику возможности выбора задания, способа его выполнения, материала, темпа, объёма, партнёров по выполнению и т.п.

 

2. Формирование образовательной среды, направленной на проявление и развитие разносторонних способностей каждого из учащихся.

2.1. Становление уклада жизни школы, стимулирующего самореализацию учащихся в разных видах учебной и внеучебной деятельности.

2.2. Выявление и стимулирование достижений одарённых ребят.

2.3. Обогащение материального и учебно-методического арсенала школы, ориентированного на развитие творческих способностей всех учащихся.

2.4. Дальнейшее развитие многообразия образовательной среды школы: обновление  классно-кабинетного пространства, кабинеты-лаборатории, кабинеты самостоятельной работы и др.

2.5. Проведение мониторинга образовательной среды школы, направленного на выявление педагогических условий, имеющихся в ОУ

3. Сохранение и укрепление здоровья школьников.

3.1. Регулирование учебной нагрузки на учащихся, недопущение физической и психической перегрузки детей в школе.

3.2. Разработка и реализация комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий, ориентированных на сохранение и укрепление здоровья школьников.

3.3. Обеспечение сбалансированного горячего питания, оказания учащимся необходимых медицинских услуг.

3.4. Организация образовательно-просветительской работы по формированию здорового образа жизни учащихся.

4. Совершенствование профессионализма педагогических кадров.

4.1. Модернизация и диверсификация деятельности методической службы школы в условиях реализации компетентностного подхода к общему образованию.

4.2. Обеспечение целевого и адресного повышения квалификации педагогических кадров.

4.3. Внедрение современных и инновационных технологий обучения (активные, интерактивные, лабораторные, проблемные, проектные, эвристические).

4.4. Стимулирование качественно работающих педагогов.

4.5. Создание необходимых условий для профессионального саморазвития и самосовершенствования педагогической деятельности учителей.

5. Расширение самостоятельности образовательного учреждения.

5.1. Расширение общественных форм участия в управлении ОУ, социальное партнёрство с государственными и негосударственными структурами, заинтересованными в развитии школы.

5.2. Изучение возможностей и перспектив изменения формы учреждения (автономное образовательное учреждение).

5.3. Формирование муниципального образовательного и социального заказа школе.

5.4. Моделирование вариативного функционирования и развития ОУ как в условиях предполагаемой достаточности, так и дефицита материально-технических и финансовых ресурсов.

5.5. Изучение возможностей привлечения внебюджетных средств к софинансированию нужд школы.

 

3.3. Концепция организации образовательной среды школы

Образовательная среда МОУ СОШ № 98 г. Краснодара направлена на становление и реализацию субъектной позиции учащихся и выступает как многомерное пространство, адекватное образовательным потребностям  и интересам учащихся. Субъектная позиция учащихся – их активно-преобразовательное отношение к самому себе и к учебно-воспитательному процессу. Выражается у учащихся:

- в наличии познавательных потребностей и внутренней мотивации к образованию;

- в анализе содержания и способов собственных действий;

- в целеполагании, планировании своих действий;

- в автономности (устойчивости и самостоятельности) образовательной деятельности;

- в продуктивно организованном общении и сотрудничестве;

- в рефлексии результатов своего труда и собственного развития.

Среда включает необходимые условия для развития активной познавательной деятельности самого обучаемого, приводящей к формированию умения творчески мыслить, ис¬пользуя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения.

Нами разработаны требования к педагогическому наполнению образовательной среды, ориентированной на развитие субъектной позиции учащихся, включают следующие положения:

1) методы и приемы обучения должны стимулировать актив¬ную познавательную, особенно мыслительную, деятельность обучаемого;

2) контроль хода обучения и оценка его результатов должны проводиться не по таким формальным и случайным показате¬лям, как умение обучаемого воспроизводить те или иные заучен¬ные знания, а по компетентностным показателям – умению использовать знания при анализе и оценке реальных явлений, объяснению которых служат эти знания;

3) обучение не должно сводиться к сообщению научных зна¬ний в готовом виде для пассивного вос¬приятия и непосредственного запоминания их школьниками, а представлять учебные задачи, которые они должны нау-читься решать, чтобы овладеть не просто частным, а некоторым общим способом решения широкого круга конкретных задач данного класса;

4) наиболее действенна та методика обучения, которая объе¬диняет в единое учебное действие процесс ус¬воения знаний и процесс приобретения умения практического использования этих знаний, благодаря чему при осуществлении обучаемым учебной деятельности знания оказываются усвоен¬ными как итог, результат их практического применения в этой деятельности;

5) методика обучения должна строиться с учетом того, что знания, умения и навыки должны пройти отработку во внешнем, материальном плане (на реальных предметах или их заместителях – учебных задачах как жизненных моделях, на чертежах, макетах, кар¬тах, схемах и т. п.) и лишь благодаря такой отработке стать средством развития личности.

 

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ № 98

Параметры ОС Традиционное обучение Школа самоэкспертизы

Цели ОС Усвоение предметных ЗУНов на уровне общеобразовательных стандартов (ЕГЭ) Развитие личности, критического мышления, формирование активно-преобразовательного отношения на основе освоения компетентностей

Стиль педагогического руководства Авторитарно-директивный, репрессивный, манипулятивный, контролирующий Демократический, поддерживающий, поощряющий инициативу и самостоятельность учащихся

Установка педагогического процесса Выполнение требований, предписаний, унифицированность УВП (учить всех, всему, в одном темпе) Совместное обсуждение норм, договорные отношения, взаимопомощь, индивидуализация УВП (каждый выбирает свои индивидуальные содержание и темп)

Характер организации учебной деятельности Решение задачи по образцу. Тренировка в выполнении действий и предписаний Творческие и продуктивные задачи, которые невозможно решить, опираясь на образец

Отношения в среде учащихся Соперничество Сотрудничество

Контроль Внешний контроль со стороны учителя в рамках жестких правил Взаимо- и самоконтроль в рамках критериев для экспертных оценок учебной деятельности.

Результат для учащегося Отчуждение от образования, отвращение к учебе и школе, сужение познавательного интереса, обособление жизненных смыслов от образовательных.  Усиление внутренних смыслов учения и образования. Расширение учебных мотивов, развитие умений и навыков сотрудничества, творчества, интеллектуальной деятельности. Стремление к непрерывному саморазвитию и образованию.

 

 

4. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ

 

4.1. Развитие творческих способностей и информационной культуры учащихся в условиях продуктивной образовательной среды (с использованием ИК средств и технологий)

Известный педагог ХIХ века А. Дистервег сформулировал вопрос, являющийся основанием для инновационных педагогических поисков и сегодня: «Не соответствует ли требованиям настоящего времени какая-то иная система образования?». Теория и практика традиционного образования ориентирована на передачу готовых, взятых из науки и культуры знаний, умений и навыков.

Характерные для современных развитых государств высокие темпы научно-технического и социально-экономического развития связаны с утверждением информационной цивилизации. Эта модель предполагает интенсификацию развития, связанную не с простым воспроизводством господствующего типа культуры и общества, а с их инновационным обновлением. От человека в таком обществе требуется не только компетентное владение наличным уровнем ЗУНов, но и продуктивная деятельность, творческое мышление, способность развивать окружающую социальную действительность. Реализация таким образом сформулированного социального заказа предполагает ориентацию системы образования на развитие творческих способностей и информационной культуры личности.

Информационная культура в последнее время ассоциируется преиму-щественно с технико-технологическими аспектами информатизации, овладе-нием навыками работы с персональным компьютером. Преобладает моно-дисциплинарный подход, в результате которого формирование информаци-онной культуры сводится либо к обучению основам библиотечно-библио-графических  знаний, либо к ликвидации компьютерной безграмотности. Каждое из этих направлений само по себе не вызывает сомнений, однако, имея ло¬кальный характер, ни одно из них не способно решить про¬блему в целом.

Информационное пространство XXI века сложное, изменчивое, крайне разнообразное. Научить школьников самостоятельно находить необходимую информацию и превращать её в знания – наиболее сложная и востребованная сегодня задача образовательных учреждений.

Таким образом, проблема инновационного проекта выражается через вопрос: «Какие педагогические средства и технологии способствуют развитию творческих способностей и информационной культуры учащихся?».

Под творческой деятельностью понимается «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей» (Психология. Словарь./ Под ред. А.В. Петровского. М., 1990, с. 393).  Творчество – всегда выход за рамки существующих норм, создание нового содержания. Результат творческой деятельности проявляется в личностном и общекультурном приращении (развитии). Изучению творческой деятельности в психологических исследованиях посвящены работы Д.Б. Богоявленской, А.В. Брушлинского, В.Н. Дружинина, Я.А. Пономарева, А.М. Матюшкина, Д. Гиллфорда, Д. Торренса и др.

С точки зрения психологии, творческие способности, наряду с интеллектом и обучаемостью, являются структурным элементом общих способностей (В.Н. Дружинин). В настоящее время под способностями понимают формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности человека, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности

Реализация творческих способностей предполагает следующее: субъект сам ставит задачу, сам выбирает способ решения, работая над решением проблемы неограниченное время и порождая несколько продуктов, некоторые из которых могут быть новыми не только субъективно, но и объективно.

Дж. Гилфорд выделяет четыре основных фактора творческих способностей, которые Гилфордом и Торренсом были положены в основу диагностической модели: оригинальность, беглость, гибкость, тщательность (разработанность).

1) Фактор оригинальности определяет продуцирование необычных далеко идущих идей, нестандартность подхода к решению проблем, умение выйти за рамки привычного. В методиках определяется числом редко встречаемых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.

2) Беглость связана со способностью решать самые разнообразные проблемы с быстрым расчетом вариантов развития ситуации. Разделяется на беглость идей (генерация как можно большего количества идей); беглость ассоциирования (успешная реализация ассоциативных связей между идеями); беглость выражений (имеет дело с развитием речи). В диагностических методиках определяется общим числом ответов.

3) Фактор гибкости – изменение мнений, объяснений, стратегий выполнения заданий, способов мышления, способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, переходить от одного класса явлений к другому, видеть объект под другим углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять сферу функционального применения.  В методиках определяется числом классов (групп) данных испытуемым ответов.

4) Тщательность (разработанность) характеризует логичность выполнения задания, проработанность деталей, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Творческие способности являются свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Их можно рассматривать как свойство, формирующееся по принципу «если – то». Как показывают многочисленные исследования (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин и др.) в повседневной жизни и традиционной учебной деятельности происходит подавление творческих способностей в человеке. Это может быть объяснено тем, что процесс творчества предполагает независимое поведение, сотворение единичного, в то время, как социум заинтересован во внутренней стабильности и непрерывном воспроизведении существующих форм взаимоотношений. Чтобы творческие способности развивались как глубинное (личностное) а не только поведенческое (ситуативное свойство), процесс должен происходить в соответствующих условиях специально организованной среды.

Термин «информационная культура» в отечественных публикациях впервые появился в 70-х годах. Информа¬ционная культура – область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личнос¬ти, как научном направлении и области деятельности, являющейся следстви¬ем выделения и осознания научным обществом глобальной роли информации в становлении общества и жизнедеятельности личности. Согласно трактовке профессора Ю.С. Зубова информационная культура – это систематизированная совокуп-ность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществле-ние индивидуальной информационной деятельности, направленной на удов-летворение как профессиональных, так и непрофессиональных потребностей. Н.И. Гендина, профессор, доктор педагогических наук предлагает следую-щую трактовку понятия информационная культура – одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечиваю¬щих самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению ин¬дивидуальных информационных потребностей с использованием как тради¬ционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной деятельно¬сти, а также социальной защищенности личности в информационном об¬ществе.

Проблема организации педагогического процесса, развивающего творческие способности детей и подростков рассматривается в современных исследованиях Г.С. Альтшулера, Ю.К. Кулюткина, М.И. Махмутова, А.В. Хуторского и др.             В исследованиях данных авторов обосновывается педагогический процесс, направленный на «раскрытие индивидуальных возможностей творцов – учащихся и педагогов в процессе создания ими образовательных продуктов в изучаемых областях знаний. (…) Репродуктивная деятельность детей, если она предварительно осваивается и закрепляется, отрицательно влияет на возможность последующего творчества» (А.В. Хуторской).

Вместе с тем, следует отметить, что проблема выявления и обоснования комплекса психолого-педагогических условий, способствующих развитию творческих способностей, а также информационной культуры детей и подростков, в науке еще не исследована в целостном контексте. Наиболее часто предлагаемые методы для развития творческих способностей, в которых предлагаются сборники нестандартных задач, связаны лишь с усвоением субъектом некоторой новой технологии решения, а не с развитием креативности мышления как таковой.

Поэтому необходимо осуществлять системное непрямое формирующее воздействие через определенный комплекс условий. Среда, в которой творческие способности могли бы актуализироваться, должна обладать высокой степенью неопределенности и многовариативностью. Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.

На основании теоретического анализа литературы и собственного опыта экспериментальной деятельности мы выделили следующие интегративные характеристики продуктивной образовательной среды:

• высокая степень неопределенности (наличие проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимулирует выработку собственных ориентиров деятельности, а не принятие готовых;

• многовариативность (богатство возможностей, является условием нахождения собственных ориентиров деятельности);

• низкая степень регламентации деятельности и поведения (отсутствие прямых указаний, предоставление ребенку возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения);

• предметно-информационная насыщенность (наличие необходимого для творчества материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной микросреде, возможность любого их использования);

• представленность образцов продуктивного поведения (в ближайшем социокультурном окружении – среди сверстников и педагогов - должны находиться люди, занимающиеся творческой деятельностью, возможность осуществления совместной значимой продуктивной деятельности детьми и педагогами как условие предъявления творческого продукта);

• гибкость, адаптивность («податливость» образовательной среды творческой активности детей и подростков, возможность использовать сами педагогические условия как предмет творческого преобразования).

 

4.2. Диверсификация деятельности методической службы школы как средство достижения нового качества общего образования в условиях его комплексной модернизации.

С осени 2008 года модернизация системы общего образования получила ориентиры своего развития в виде национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Возрождение национальной системы образования, ориентированной на раскрытие способностей учащихся в образовательном процессе, на поиск и поддержку талантливых, одаренных детей, на психолого-педагогическое сопровождение личностного развития учащихся – вот главная задача модернизации школы, как её видит наш президент. В русле данных идей в макете Федерального государственного образовательного стандарта общего образования – 09 (под редакцией ректора Института проблем образовательной политики «Эврика» А.И. Адамского) определены следующие качества, которыми должен обладать выпускник новой школы: самостоятельность, инициативность и креативность.

В свою очередь, реализация системой общего образования указанных ориентиров связана с изменением общего подхода к регламентации деятельности школы как образовательного института. В соответствии с указанными позициями, школа должна создать комплекс психолого-педагогических условий, которые способствовали бы становлению и развитию целостного человека, психологически и социально зрелой личности, готовой к жизненному и профессиональному самоопределению.

 Условием достижения указанной цели выступает профессиональный и личностный рост учителя, его готовность к инновационной деятельности. Поэтому в числе направлений Программы развития школы особое место занимает личностно-профессиональное развитие педагога, без осуществления которого достижение нового современного качества образования представляется невозможным.

Таким образом, проблема инновационной деятельности заключается в том, как реорганизовать деятельность методической службы школы таким образом, чтобы она стала средством достижения нового качества общего образования в условиях его комплексной модернизации?

Термин диверсификация в словаре иностранных слов имеет следующие значения: «1) разностороннее (многомерное) развитие; 2) взаимопроникновение специализированных структур в смежные отрасли, с возникновением многоотраслевых комплексов; 3) расширение ассортимента предоставляемых товаров и услуг». Исследователи всё чаще используют термин диверсификация для обозначения процессов, происходящих в модернизируемой системе образования: О.В. Купцов этим термином обозначает изменения в структуре непрерывного образования в странах Европы; В.И. Байденко – принцип современной российской образовательной политики, ориентирующий на вариативность и инновационность образования; А.Г. Смирнов – создание системы образования, гибко реагирующей на изменения заказа на рынке труда.

Обобщая изложенные представления о диверсификации в системе образования, можно определить данный термин как разработку гибких, адаптивных структур в системе образования,  ориентированность образования на личностный и карьерный успех обучающихся, вариативность предложения и многоуровневость образовательных услуг. В целом, диверсификация образования обозначает направленность инновационных процессов и по целям, содержанию и способам образования представляет собой альтернативу традиционному образованию.

Применительно к деятельности школьной методической службы диверсификация предстаёт как общепедагогический принцип её развития в условиях комплексной модернизации системы общего образования. Диверсификация деятельности методической службы школы означает её реорганизацию в направлении:

• большей гибкости и адаптивности деятельности в соответствии с изменяющейся целевой ориентацией системы общего образования;

• изменения целевой направленности деятельности методической службы от предметно-методической подготовки к развитию педагогических способностей и реализации инновационного потенциала учителя;

• организации учёта возможностей и интересов учителя при выборе траектории его личностно-профессионального саморазвития;

• утверждение принципов вариативности и многоуровневости при оказании методической помощи и психолого-педагогической поддержки личностно-профессиональному развитию учителя.

Развитие способностей и потенциала учителя рассматривается как основная цель деятельности диверсифицированной методической службы школы, что принципиально меняет позицию личности учителя по отношению к самому себе и своей профессиональной деятельности. Учитель сам развивает самого себя, нуждаясь для этого в рефлексивно-инновационной профессиональной микросреде, организация которой является задачей методической службы школы.

В рамках деятельности диверсифицированной методической службы школы по организации условий для личностно-профессионального развития учителя необходимо решить следующие задачи:

- обновить психолого-педагогические знания учителя;

- обеспечить развитие проектировочных, коммуникативных, рефлексивных, конструктивных, организаторских способностей учителя;

- сформировать положительную мотивацию учителя к инновациям;

- организовать комплексное обеспечение инновационной деятельности учителя.

В рамках методической поддержки личностно-профессионального развития  учителя решаются следующие задачи:

- обеспечение применения педагогами в своей деятельности современных психолого-педагогических знаний как средства развития учащихся средствами преподаваемого предмета;

- обеспечение процесса развития проектировочных, коммуникативных, рефлексивных, конструктивных, организаторских способностей учителя в инновационной деятельности.

Модель деятельности диверсифицированной методической службы школы, ориентированной на личностно-профессиональное развитие учителя, включает следующие этапы работы с учителем:

1. Диагностика профессиональной позиции учителя, потребностей в профессиональном саморазвитии и диагностика индивидуальных затруднений, возникающих в профессиональной деятельности.

2. Совместное с учителем составление индивидуальных программ его профессионального саморазвития.

3. Сопровождение индивидуальной программы профессионального саморазвития учителя методической службой:

4. Демонстрация и анализ передового педагогического опыта в условиях комплексной модернизации общего образования.

5. Научно-методическое обеспечение индивидуальной инновационной деятельности учителя.

6. Рефлексивный анализ деятельности и проектирование дальнейшего саморазвития учителя.

7. Творческий педагогический семинар как форма организации непрерывного личностно-профессионального развития учителя.

5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Основным механизмом реализации Программы является программно-целевой метод управления образованием. Программа выступает организационной основой и инструментом развития МОУ СОШ №98 г. Краснодара на период 2012-2017 гг. Эффективность реализации Программы зависит от общественной поддержки развития ОУ через социальное партнерство и попечительство.

Мониторинг и контроль реализации Программы возложены на Координационный совет. В его состав включены представители администрации гимназии, педагогического коллектива, ученического самоуправления, представители родительской общественности, общественных организаций. Совет определяет перечень мероприятий Программы, координирует реализацию программный мероприятий, проводит экспертизу хода реализации, определяет мероприятия для  ресурсного обеспечения программы.

В научно-методическом сопровождении реализации Программы предполагается задействовать кафедру повышения квалификации руководящих кадров ГОУ КК ККИДППО

Кадровое обеспечение реализации Программы необходимо осуществлять путем адресного целевого повышения квалификации учителей школы. Предполагается разработать совместно с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования образовательную программу повышения квалификации учителей гимназии, ориентированную на достижение целей, заявленных в настоящей Программе.

Предполагается создание внутришкольной системы оценки качества образования, которая призвана осуществлять аналитическую, прогностическую, организационную и методическую функции. Традиционные формы контроля над деятельностью учителя в современных условиях утрачивают эффективность. На основании оценки качества образования Координационный совет по реализации Программы принимает управленческие решения, направленные на развитие ОУ.

Финансовое обеспечение реализации Программы будет осуществляться как за счет бюджетных, так и привлеченных внебюджетных средств ОУ.

6. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

№ п\п Основные мероприятия Программы  Исполнители,

сроки реализации

1. 5 Разработка и утверждение комплекса инновационных образовательных программ:

• Реализация компетентностного подхода.

• Формирование образовательной среды, направленной на проявление и развитие разносторонних способностей каждого из учащихся.

• Сохранение и укрепление здоровья школьников.

• Совершенствование профессионализма педагогических кадров.

• Расширение самостоятельности образовательного учреждения. Администрация школы, Временные инициативные группы, Управляющий совет..

2. Создание службы оценки качества образования школы. Администрация школы, Управляющий совет. г

3. Определение критериев и показателей оценки качества образования. Подбор диагностических методик, позволяющих определять уровень качества образования. Определение модели мониторинга реализации Программы. Администрация школы, Служба оценки качества.

Срок –

4. 5 Внедрение комплекса инновационных образовательных программ:

• Реализация компетентностного подхода.

• Формирование образовательной среды, направленной на проявление и развитие разносторонних способностей каждого из учащихся.

• Сохранение и укрепление здоровья школьников.

• Совершенствование профессионализма педагогических кадров.

• Расширение самостоятельности образовательного учреждения. Администрация школы, Временные инициативные группы.

Срок

5. 1 Проведение мониторинга реализации Программы, экспертная оценка качества образования, образовательных технологий, уклада гимназии. Администрация школы, Служба оценки качества.

Ежегодно начиная с

6. Разработка программы повышения квалификации учителей, ориентированной на достижение целей, заявленных в настоящей Программе. Администрация школы, Учреждения ДППО.

Срок –

7. 2 Организация обучения учителей по данной программе, с целью овладения совр. образовательными и информационно-коммуникационными технологиями. Администрация школы.

Срок

8. Оснащение образовательного процесса гимназии современными средствами обучения (интерактивные доски, мультимедиа-классы¸ предметные кабинеты) Администрация школы.

Срок – постоянно.

9. Выявление затруднений в проведении инновационной деятельности. Поиск путей преодоления трудностей. Коррекция Программы развития. Администрация школы, Служба оценки качества.

Срок –.

10. 6 Составление портфолио достижений педагогов в области реализации инновационных образовательных программ, освоения современных образовательных и ИКТ. Служба оценки качества.

Метод. объединения.

Срок –

11. 7 Организация на базе школы научно-практических семинаров по обмену опытом использования современных образовательных технологий. Служба оценки качества.

Метод. объединения.

Ежегодно с

12. Итоговая диагностика результативности реализации Программы развития. Подготовка открытого доклада директора школы общественности. Администрация школы, Служба оценки качества.

13. 9 Оформление результатов реализации Программы в виде публикаций в педагогических изданиях, размещение материалов на сайте гимназии в сети Интернет. Администрация школы, Попечительский совет.

 

 

ВложениеРазмер
Программа развития МБОУ СОШ № 98.docx118.12 КБ

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.